Фототур по юго-западу США в мае 2016

- Какийе вашьи доказатьельства?, - хотел я глупо пошутить на стойке пограничного контроля для посадки на самолет в Нью-Йорк, но увидев серьезное лицо офицера, передумал. И, тем не менее, даже без шуток, получил сполна.
Суровый сотрудник начал "валить" меня с первого же вопроса:
- Где вы родились?
- В России.
- А почему у вас паспорт Литвы? А почему вы живете в Ирландии? (А кем вы приходитесь Путину?)
Короче, заветные ворота в США передо мной не распахнулись, вместо этого меня затолкали в небольшую комнату, где уже тусовались две подозрительные персоны - молодая девица и бабуля. Из их разговора я понял, что они сидят здесь давно, и слегка запаниковал – до вылета оставалось всего полчаса! Однако уже через пять минут за мной пришли, и после небольшой проверки с экскурсом в историю СССР, пропустили в Новый Свет.
Welcome to the USA!

Лететь над океаном оказалось довольно скучно. Разнообразие началось на подлете к Канаде: сначала показались ледовые поля, очевидно нагнанные сюда от Гренландии, потом взору явились бескрайние и практические безжизненные просторы северной Канады... И буквально через час самолет приземляется в Нью-Йорке. 
Только в очереди на проверке в другой терминал (у меня пересадка на рейс в Лас-Вегас) понял, что где-то упустил регистрацию багажа и стою уже на рамке с полным чемоданом запрещенных на борту вещей: помимо несессера, набитого флакончиками и тюбиками недопустимого объема, опасение вызывал разобранный штатив в чехле, в одном из кармашков которого лежали заостренные штативные пики-насадки - явное холодное оружие. Однако офицерша взглянула только на штативную голову, просканировала ее на предмет детонатора, и отпустила меня восвояси. Вот такая вот безопасность. 
Здесь я встретился со своими питерскими туристами и дальше наше путешествие продолжалось вместе. 

От Нью-Йорка до Лас-Вегаса лету 5 часов. В ожидании прохождения грозового фронта мы сделали пару кругов над городком Моаб, где-то над знаменитыми арками, которые будем снимать через несколько дней. Наконец Лас-Вегас нас принял, и мы помчались в прокат авто. Скажу вам, так быстро машину я еще нигде не получал. Отстоял очередь, протягиваю документы, а мне: "У вас уже все готово, вы что, свое имя не увидели на дисплее?" Если бы я только мог подозревать, что мое имя нужно где-то искать! Вышел из офиса и действительно, на экране помимо остальных имен светится и мое. Там же указано место, где стоит машина. Подходим – действительно – стоит. Ключи в зажигании. То есть по факту, я могу просто напрямую сразу с самолета идти на парковку и садиться в машину. Везде бы так!

После почти суточного перелета из Европы в Вегас, я думал, что дрыхнуть мы будем до ужина следующего дня, однако разница во времени подняла нас очень рано. Я сидел и наблюдал рассвет через окно своего номера, как вдруг получаю сообщение: "Мы готовы". Ни свет, ни заря, когда все нормальные американцы еще спят праведным сном, отправились мы по холодку в Долину Смерти.

В Вегасе утром было всего 16 градусов, но спускаясь вниз, в долину, через каждые сто метров температура поднималась на градус, и когда мы добрались до дюн, попали в 30-градусную жару. Полдень, кончено же, не самое удачное время для съемки дюн, но попасть сюда в режимное время у нас никак не получалось. 
Стоунепайп Велл назвать городком очень сложно. Это небольшое поселение посреди национального парка "Мертвая долина". Несколько домиков, заправка, отель. Чисто американский вид: магазин, бар, у бара - кресла качалки. Невыносимая жара, вокруг никого, только ветер гоняет через дорогу перекати поле. Но вдруг вдали, как мираж, появляется дрожащий в послеполуденном зное силуэт Харлей Дэвидсона... Киношный штамп? Нет – реальная картинка американского захолустья. Теперь я это точно знаю. 
Жара стоит нереальная, при полном отсутствии ветра все буквально плавится. Солнце в зените, снимать невозможно, мы идем в бар. Бар сделан в виде салуна. Вполне приемлемая кухня с огромными порциями. Солнце пошло по ниспадающей, и мы отправляемся в Бадвотер. Снаружи все еще нестерпимо жарко. И прежде чем сесть в машину, нужно дать набрать обороты кондиционеру. 
"Плохая вода" – бадвотер – это самая низкая точка континента. Здесь зарегистрирована самая высокая температура на планете – + 57 градусов. Представить себе это трудно, потому что при +34 уже становится невозможно дышать. Хотя при легком ветер и облаках все не так уж и плохо. Я довольно далеко зашел вглубь бассейна в поисках ровных соляных ванн, но неудачно. Отсюда люди на парковке выглядят маленькими точками в знойных испарениях. Практически ничего не слышно. Такое ощущение, что соль оседает на лице. Или это просто пот. Без солнцезащитных очков смотреть невозможно. 
Обратную дорогу навигатор выбрал не по основной трассе, и многие километры мы передвигались по дорогам в одиночестве. Ровные, длинные прямые дороги, сколько видит глаз, потом небольшой поворот, - и снова та же история. Где-то посредине "ничего" пересекли границу штатов. И снова прямая дорога. Долго и монотонно, на круиз контроле можно уснуть, приходится развлекать себя разговорами.





На следующее утро, так и не сделав ни одной ставки, мы покинули Лас Вегас и отправились на восток.
При пересечении дамбы Гувера происходит три вещи: индустриальный шок, пересечение границы Невады и Аризоны и смена часовых поясов.
Хотя с часовыми поясами мы потом еще пару раз едва не прокололись. Дело в том, что в резервациях Навахо не переходят на летнее время, поэтому очень внимательно нужно следить за часами. 

 

У американцев очень четко продумана система посещения всяческих парков и достопримечательностей. Будь то Большой Каньон, или Долина Монументов, или Арки, в каждом месте в нескольких километрах расположен небольшой городок-поселение, где есть всё необходимое путешественнику: отели, информационные центры, рестораны, магазины туристической одежды, заправки и, конечно же, сувенирки.
Мы заселились в отель в Тусаян, который является городом-спутником Большого Каньона.
И как обычно, в самый пик солнца, зарулили в очередной салун. Я готовился к "плохой" американской еде: жирной, GMOшной, и всяческим остальным пищевым страшилкам. Кухня же оказалась вполне себе европейской - адекватная, с адекватными же ценами, большие порции, официанты приветливы. Может это здесь, в "провинции"?.. Посмотрим, что покажет столица. А пока вернемся в каньон.

Еще один нюанс национальных парков – платный вход. Но это оправдано: везде чисто, опознавательные знаки, туалеты и всяческие удобства. Очень грамотно продумана логистика. Причем автобусы ходят от рассвета до заката, то есть думают о фотографах – это приятно.
На закат мы отправились на автобусе по Красной ветке на "самые закатные точки". Водители в автобусах встречаются забавные и разговорчивые. По пути от точки до точки травят байки.
И вот здесь мы едва не прокололись со временем. По нашим, подведенным на дамбе часам, до заката оставалось почти два часа. Каково же было мое удивление, когда водитель сказал, что осталось 40 минут, и ткнул в часы, висящие здесь же в автобусе. Время на них было на час больше.
К счастью, мы были уже на точке, успели расставить штативы и снять нетленки, хотя солнце особо нам и не показалось. 

 

Будильник зазвонил в 4.20. Выглядываю из окна. Небо чистое. А на машинах иней. Смотрю на термометр -1. Однако! Учитывая, что два дня назад в Долине было +34 – это дикая разница. Утепляемся во все, что взяли с собой. Едем на точку. Я предполагал, что в такую рань здесь будет десяток-другой фотографов, место-то знаковое. Однако через десять минут после того, как мы разложили штативы, набежала толпа человек в 150, а может и больше, китайцев. Турииииистыыыыы!!!!!!!!!!!

Восход был великолепным. Сначала окрасились макушки наиболее высоких гор, а потом, свет, как лава из жерла вулкана, красно-оранжевым потоком переходя в желтый, пошел вниз, освещая все уголки каньона.
Но китайцы этого не увидели. Они отщелкали "в лоб" первые лучи солнца, показавшиеся из-за горы, и быстро и шумно исчезли. Мы тоже сложились, но не для того чтобы уезжать, а чтобы поменять точку дислокации. При переходе с точку на точку попалась небольшая группа молодых оленей. Мы приметили их еще вчера, проезжая на машине, но они были далеко в кустах. Сейчас же, утром, они вышли ближе к туристическим тропам, и можно было сделать неплохие портреты. 

  

Вернулись в отель, позавтракали, собрались, и опять долгая и монотонная дорога. Тусаян, да и все смотровые Большого Каньона, находятся как бы на плато, на высоте около двух километров, отсюда - низкая температура и ветра. Забегая вперед, скажу, что такая высота продолжалась на протяжении всего нашего фототура.

До Пейджа - нашей следующей базы - мы добрались достаточно быстро. Отель еще не был готов, и мы по обыкновению, в полдень, отправились обедать. Отметили одну особенность американских баров-ресторанов. На входе вас встретит официант и проводит за столик. Причем, столик не всегда будет в удачном месте. Вас пересадят за другой свободный столик, но с большой неохотой. Как мы поняли, за другим столиком обслуживает другой официант, соответственно, попросив пересесть, вы лишили вашего официанта чаевых. А работают официанты практически только за чаевые. Даже в счете, который вам приносят, часто помимо суммы, указан и размер чаевых. Причем для вашего удобства уже все разделено и подсчитано: 10% - это минимум, 13% - если все понравилось и 17% - за идеальное обслуживание, превзошедшее все ваши ожидания!

Наконец, отель был готов нас принять, и, забросив вещи, мы отправились на запасную точку, которую хотели отснять до заката. В Пейдж останавливаются для посещения каньонов Антилопы, Волны и озера Пауэлл. Чтобы посмотреть все, понадобится не один день, а у нас всего сутки. Поэтому мы выбрали одну из "мелких" достопримечательностей, "грибы" Toadstool, наподобие каппадокийских. 

 

Ну, а закат мы провожали у подковы, где помимо огромного количества туристов и фотографов, были несметные полчища мошек, от которых приходилось отмахиваться и сдувать с передней линзы. У подковы сейчас идут строительные работы - расширяют парковку. Возможно, скоро здесь тоже сделают платный въезд, как в остальных местах. 

Попасть в каньон Антилопы можно только с местным проводником - индейцем племени Навахо. И если мне, воспитанному на голливудских вестернах, индейцы представлялись аутентичными героями с раскраской на лице и с перьями в волосах, ну или, как минимум, в накинутых на плечи пончо, то на деле это оказались достаточно продвинутые американцы с современными гаджетами и девайсами по считыванию кредитных карт. Вход в каньон поставлен на поток. И так как других вариантов нет, приходится довольствоваться этим. 
Каньон прекрасен. Всё почти как на фотографиях, за исключением толп шатающихся здесь туристов. Приходится всегда стрелять поверх голов, сделав упор в стены. Периодически наверху задувает ветер и сыплет песок на головы. Индеец-проводник честно отрабатывает свой гонорар и показывает где, какие фотки получаются удачнее (на его вкус, конечно): здесь у нас голова дракона или лошади, здесь сердце, здесь закат и т.д. Час пролетает незаметно, и вот уже следующие группы выталкивают нас наружу. 

  

Далее по плану - Монументы. Дороги радуют покрытием и скоростным ограничением, но и здесь они пустынны. Бывало минут по десять не встречалось ни одной машины. Проезжаем какие-то заброшенные недодеревни, поселения... Или они только выглядят заброшенными? Относительная цивилизация появляется в городе Кайента, и то его окраины оставляют желать лучшего. Наверное, это проблема все больших стран - неухоженная провинция. Но вот и город закончился, и опять пустыня вплоть до въезда в Монументы. И снова в нескольких километрах от парка есть клочок цивилизации с магазином, заправкой, аэродромом и даже высшей школой.

В двадцатых годах двадцатого же века семья Гулдинг, Гарри и Леона, приехали сюда заниматься овцеводством. Гарри выкупил большой кусок земли рядом с резервацией и открыл торговую точку. Он очень тесно сотрудничал с индейцами, которые поставляли товары ручной работы для его лавки. Великая депрессия 30-х годов коснулась и индейцев тоже. Гарри слышал, что киностудии ищут места для съемок фильмов. Он подумал, что данное предприятие должно принести деньги в регион и вот с шестьюдесятью последними долларами в кармане они с Леоной отправились в Голливуд. Им посчастливилось встретить режиссера Джона Форда, который увидев фотографии долины, выплатил Гулдингам аванс, и через несколько дней съемочная группа была на месте для съемок фильма "Дилижанс" с Джоном Вейном в главной роли. С тех пор Гулдинги много раз принимали съемочные группы, фотографов, художников и туристов.
Вот и мы в качестве фотографов-туристов (да чего уж там, и художников тоже) очень удачно заселились в Гулдингз. Внешний, мотельный вид, отеля - ошибочный. На деле - это очень достойное место, с хорошими номерами, интернетом, бассейном, рестораном и (самое главное) удобным, двенадцатиминутным доступом к Монументам.
Вечером можно посидеть в ресторане. Но спешу огорчить любителей горячительного. В резервациях Навахо запрещено продавать алкоголь, поэтому всё: и пиво, и вино - безалкогольные. 

Утром мы отправились на точку Форреста Гампа, на знаменитую 13-ю милю. Удивительно, но на такой зачетной точке, помимо нас было всего два фотографа и те местные. Они оказались веселыми и постоянно несли какую-то фигню, как будто только и ждали "свободных ушей".
Особенность съемки в этом месте в том, что снимать нужно с центра дороги, за спиной - пригорок и дороги не видно. О приближающейся машине можно узнать только по звуку, причем, скорость машины зачастую неизвестна, и через сколько секунд она воткнется вам в спину - тоже. Заслышав звук приближающейся машины, мы подхватывали штативы и отбегали на обочину. Задержавшемуся на дороге выкрикивались комменты типа: "о, смотри, бессмертный", "ему осталось: 5, 4, 3,...". Потом все возвращались на точку и с комментарием "почему бы им не построить еще одну дорогу, для машин?" мы продолжали щелкать затворами. В общем экстремальное, но веселое занятие. 
А рассвет выдался ярким: сначала подсветились длинные перистые облака, потом начали окрашиваться верхушки монументов, а потом свет залил всю долину. 

По пути к Аркам проехали через Монтичелло. Местный, вид и пейзажи, конечно, далеки от итальянских, но тоска по Тоскане заиграла.
Казалось бы, причем здесь Италия? Профессор Гуглман рассказывает, что данный городок был основан в 1887 году и назван в честь первого дома Томаса Джефферсона (который президент). Разросся городок в середина двадцатого века, когда здесь открыли месторождение урана и ванадиума. Сейчас же городок выглядит малонаселенным, хоть и носит гордое звание - сити. Сейчас здесь проживает всего пара тысяч человек, и Монтичелло является административным центром графства Сан Хуан. Говорят здесь неплохое поле для гольфа, но мы это все довольно быстро проезжаем, едва успевая озираться по сторонам.

Арки и всяческие природные образования начинаются задолго до Моаба. У некоторых мы останавливались просто поглазеть, некоторые снимали. Но после обеда погода испортилась и в Моаб мы въезжали под плотной облачностью. Духота на улице стояла невыносимая! В отеле нам посоветовали местную пивоварню. Туда мы и отправились, тем более что после "сухих" резерваций, некоторые просто мечтали промочить горло. Кухня в Moab Brewery оказалась отличной, особенно порадовали свиные ребрышки. 

Время ехать на закат. Облачность усилилась, духота и штиль в воздухе намекали на грозу. Ни на что особо не надеясь, мы все же поехали к Мертвой лошади. По пути попали под дождь, но решили все же доехать и хотя бы под тучами посмотреть локацию. Смотровая площадка расположена на некоем подобии подковы, въезд на которую возможен только по дороге, в самом узком месте которой от обочины до края всего метров 10-15. Это безумно красивое место. Думаю, по красоте он вправе соперничать с Большим каньоном. Та же самая река Колорадо делает здесь очередную петлю, подкову, если хотите. Панорама открывается просто захватывающая, даже несмотря на облака. Однако на горизонте просвечивала полоска чистого неба, и у нас появилась надежда. Уникальность места, его отрезанность использовалась в свое время ковбоями, которые загоняли лошадей в этот своеобразный природный загон. Многие лошади умирали от холода, либо падая со скал. Отсюда место получило свое название. 

 

Ночью разразился дождь, и это было единственно утро без рассвета, поэтому к аркам мы поехали сразу после завтрака. На кассе никого не было, так что мы прошли бесплатно. Наших двух часов у арок хватило на то, чтобы понять, что времени нужно больше и сюда стоит вернуться. 

После арок начался долгий перегон в Солт Лейк Сити. Это был самый долгий перегон за все дни, но мы пошли на это сознательно, очень не хотелось гнать машину обратно в Вегас. Пейзажи на протяжении всего маршрута менялись несколько раз, начиная с красных арок, потом пошли леса, мы поднялись на перевал на высоте около 2400 метров, после пошли бескрайние степи, а потом появилось озеро. Казалось, мы должны были спускаться с плато, однако весь наш путь проходил на высоте не менее 1300 метров – собственно на такой высоте находится Большое Соленое Озеро. 
Вышли на скоростную магистраль, где можно разогнаться до 140 км. Впереди и по бокам ровные плоские степи - прерии. Конца не видно! Зато отчетливо видно, как на нас надвигается грозовой фронт - ровная стена серо-сизой мглы. И мы видели, как на нас ползет нечто: свинцовые тучи, а за ними что-то непонятное бурого цвета. Мы сошлись во мнении, что это красный песок прерий. Выглядело все очень апокалиптично. Налетел ветер, нашу весьма немаленькую машину, начало колбасить как какой-нибудь Сиквиченто. Сбрасываю скорость до 90 км. Температура за бортом упала с +26 до +8. 
В поисках кофе останавливаемся в одном из шопинг-центров городка Прайс. Стоим в ожидании кофе, переговариваемся. Мы здесь выглядим немного чужеродно: загорелые, в шортах, в то время как местные достаточно тепло одеты. И вот одна из женщин в очереди долго наблюдая за нами произносит: 
- Are you… you travelling through? (в том смысле, что вы путешествуете и просто проезжаете мимо).
- Ну да, отвечаем, - и столько тоски появилось в ее взгляде, или мне просто показалось? 

Самолет стоит на взлетной полосе. Я смотрю на свои кроссовки – на них еще видны крупицы песка с Соленого озера. Хоть заката и не случилось из-за набежавших облаков, я все-таки прогулялся по берегу и сделал пару снимков. Потом мы забрались на пригорок фешенебельных спальных районов, слегка потревожив местных, сделали пару панорамных снимков на город и помчали в аэропорт.
Мы уже долго стоим на взлетной полосе, учитывая, что уже за полночь и аэропорт не так загружен – это странно. И действительно вскоре капитан выходит на связь:
- Извините, проблема с бортовым освещением, мы возвращаемся к воротам.
Но все быстро разрешилось и мы за четыре часа добрались до Нью-Йорка, правда на высоте нас поболтало, наверное, сказалась прошедшая буря.

Мы заселились в бутик-отель недалеко от Центрального вокзала и Центрального же парка и остаток дня решили провести в окрестностях. Да простит меня многоуважаемый мистер Синатра, но гуляя по Нью-Йорку, у меня в голове играла Алиша Кииз. Еще в Нью-Йорке постоянно не отпускает чувство дежа вю: когда-то ты это уже все видел, когда-то ты здесь был... 
Что еще сразу бросилось в глаза - все постоянно едят. Вот здесь чувствуется американский общепит: все на бегу, на перехватах, в отличие от переферийной Америки, где это тоже встречается, но не в таких объемах. Мы конечно тоже не удержались, и заправились в одной из забегаловок, так сказать приобщились, прочувствовали атмосферу города. Неожиданно мало оказалось народа на улицах. Мне казалось что в "большом яблоке" яблоку негде упасть, но мы очень комфортно погуляли. Возможно, сыграли свою роль выходные, ведь мы приехали в субботу утром. 

А в воскресенье утром в Нью-Йорке еще меньше людей, и вниз по Пятой авеню мы отправляемся к первому небоскребу города. Всегда интересно наблюдать за тем, как просыпается город. Дамочки выгуливают своих собачек. Владельцы магазинов открывают витрины. В кафе протирают столики. Готовятся к посетителям.

Проходя мимо Эмпайр Билдинг, нас потянуло на смотровую. Утро сработало нам на руку - на смотровой было мало посетителей. Бессловесный кассир выдал нам билеты, и уже дожидаясь лифта, я обратил внимание, что на билетах написано "No view". "Наверное, по этому билету нельзя забраться на ВИП-смотровую" - подумал я. Но все же спросил смотрителя.
- Скажите, а что значит "Нет вида"?
- Это значит, НЕТ ВИДА. Облака, и вы ничего не увидите!
Оппа! Девочка на кассе, даже не попыталась намекнуть на это. А билет обошелся каждому ни много ни мало в 32 доллара. Вот такой вот бизнес по-американски.
- Но не волнуйтесь, - сказала смотрительница. - Пока подниметесь, может распогодится.

Может... Поднялись мы за 5-6 минут. Весь город в дымке, сквозь которую местами пытается пробиться солнце. Через час более-менее прояснилось, но и народу прибавилось. Делаем пару снимков и отправляемся вниз. А внизу очередь в кассы минут на тридцать, не меньше.
Вот уж правда - "кто рано встает". Хотя может умные люди и не вставали рано, потому что ни черта не видно. 

К "утюгу" мы подошли в жаре и при полуденном солнце. Дом-утюг считается одним из первых небоскребов Нью-Йорка. Да, наверное, в 1902 году он впечатлял прохожих, но сегодня такой высотой никого не удивить, хотя здание выделяется из общего ансамбля. На него просто приятно смотреть. К сожалению, не получилось сделать желаемого кадра: вид на утюг - через часы - они были закрыты строительными лесами. 

 

 

К вечеру мы перебираемся в Бруклин через бруклинский же мост. В ожидании света, коротаем место за пиццей в итальянском ресторанчике по соседству. На набережной туча народа. Вот здесь выходные дни сыграли плохую службу: во первых толпы, во вторых - здания не достаточно подсвечивались. Возможно как раз из-за воскресенья. Хотя, может я ошибаюсь и причина в другом.

Втиснув штатив среди остальных, я устроился над сваями и стал ждать свет.
- В прошлом году я сделал кадр ТОЧНО С ЭТОГО МЕСТА!
Я обернулся. Мужик уперся в меня взглядом и улыбался. Я даже опешил сначала, не понимая ко мне ли это вообще...
- А-а, ты не понимаешь... - начал он с грустью в голосе.
- Да, нет, - говорю, я понимаю. - Просто не знаю, что сказать. Да, точка зачётная. И у нас с тобой хороший вкус, чувак.
- Вот, смотри!
Он достал телефон и показал фотку на 500px.
К сожалению, не запомнил имени аккаунта. Пожелали друг другу удачи, и я вернулся к камере. 

 

На третий день город становится "своим". И на третий день мы отправились к Статуе Свободы. Сегодня понедельник. И вот теперь мы окончательно прочувствовали Нью-Йорк, полный людей, трафика, шума, воя сирен, запахов, толкотни. Начитавшись форумов, я заранее купил билеты, и, избегая очереди, мы прошли на паром. 
Отчаливая от пристани, волей - не волей в памяти всплывают картинки из книг и фильмов об иммигрантах, для которых этот берег был спасением, трамплином в новую жизнь. Для ирландцев это особенно актуально, это огромный кусок их истории. Но сегодня яркое солнечное утро оставляет мысли об истории далеко в прошлом, и мы в сопровождении чаек причаливаем к острову свободы. Хорошая точка поставить точку в нашем путешествии. 

Через четыре часа мы уже ехали в аэропорт. Там, распрощавшись с друзьями, отправляюсь покупать шоколад. Когда я хотел уже сложить коробки в сумку, кассир остановил меня, сказав, что принесет мне всё на посадку:
- Вы можете забрать это с собой сейчас, но я буду вынужден добавить налог.
- Почему вы не может продать мне без налога сейчас?
- Чтобы убедиться, что вы не съедите шоколад на американской территории!

 

 

 



  РАССКАЖИТЕ ДРУЗЬЯМ:
 

Комментарии