Во время фототуров частенько замечал людей, снимающих на выкрученной по максимуму диафрагме. На вопрос "зачем?" следовал ответ "чтобы было резко отсюда и до Китая". Каково же было их удивление, когда позже, просматривая на мониторе увеличенное до 100 % фото, резкости не обнаруживалось. О сжатии картинки для вэб даже говорить не стоит - полное мыло и каша.
Виной всему дифракция. Определения дифракции можно найти в справочниках, нам же достаточно знать, что дифракция - это, если хотите, оптический эффект (читай, дефект), случающийся при преломлении света о лепестки диафрагмы. И эффект тем сильнее, чем сильнее мы прикрываем диафрагму. Этого не избежать, но с этим можно бороться.
При съемке пейзажей, в особенности на широкоугольные объективы, даже с передним планом, порой достаточно диафрагмы f8 - f11, чтобы ГРИП был максимальным.
Разберем на примере:
Съемка велась со штатива. Принудительный подъем зеркала, чтобы избежать всякой тряски. Объектив Nikkor 24-70 f2.8. ISO 100. Приоритет выдержки. Обработки никакой не далал, ибо сейчас не об этом.
На 100% кропах ниже видно, что с повышением значения диафрагмы резкость падает. Я не стал вставлять сюда все кропы, только основные. Этого достаточно, чтобы разглядеть, что на f22 резкость ушла.
Меньшее значение диафрагмы позволит использовать меньшее значение ИСО и более короткие выдержки, что, опять же, повышает резкость.
Для достижения максимальной резкости в кадре не нужно закручивать диафрагму на максимум. Нужно учиться грамотно располагать объекты в кадре, чтобы они попадали в максимальную ГРИП или пользоваться гиперфокальным расстоянием.
В этом вам помогут онлайн-калькуляторы и уже упоминавшиеся приложения для смартфонов.
Либо совмещать кадры с разной ГРИП посредством графических редакторов.
Комментарии